Ольга Самойлова
Однажды моя знакомая сказала, что предпочитает заниматься йогой в группах, где ее никто не обсуждает: «Вот вы никогда не смотрите на других – занимаетесь, и все. А я просто бешусь, когда кто-то хвастается: “У меня лучше, у тебя хуже получается”».
Поначалу я удивилась: почему 60-летнего человека это так волнует? Но, когда она рассказала, что на физкультуре вечно была предметом насмешек, все стало на свои места. Конечно, от комплексов не избавиться, если с ними не работать.
Итак, предлагаю проработать такие непродуктивные эмоции, как гнев и страх.
В технике «Линия времени» главное – опираться на свои ощущения, потому как тело не обманывает и все, что вы ощущаете, так или иначе выведет вас на реальные события.
Закройте глаза, мысленно начертите в голове шкалу времени и обозначьте в ней место нынешнего конфликта. Например, сегодня вы испытали злость из-за того, что соседка по йоге съязвила по поводу вашего выполнения асаны. Ситуация пустяковая, но эта дамочка вас вывела из себя!
Теперь расскажите об эмоции, которая вас беспокоит. Как вы ощущаете этот конфликт? Где болит, где тянет, где мешает? У меня, например, чувство гнева сопровождается ощущением перетягивания в районе поясницы. Будто я взяла пояс своего ребенка и решила затянуть его на талии. У многих данное чувство сопровождается напряжением в районе горла, головной болью, чувством голода. Страх проявляется как давление или жжение в груди. А что чувствуете вы?
Далее вы отправляетесь по линии жизни назад, в прошлое, и оказываетесь в различных ситуациях, где вы испытывали, к примеру, подобное чувство гнева. Обычно в памяти всплывает несколько случаев – берете любой и анализируете его. Где вы находитесь? Сколько вам лет? Что вы делаете? Что делают другие? Например: «Я на уроке физкультуры. Мне 13 лет. Мне надо перепрыгнуть козла. Я его боюсь. Бегу, но спотыкаюсь и падаю вместе с ним. Все смеются. И даже парень, который мне нравится. Меня переполняет чувство гнева. Я ненавижу всех!»
Скажите, сейчас вы испытываете те же эмоции? Что ощущаете в теле? Эти ощущения такие же, похожие или другие?
Дальше вернитесь на воображаемую линию времени и отправляйтесь еще дальше в прошлое. Нужно выйти на самую первую ситуацию, которая запустила эту эмоцию. Кто-то видит себя в 2, кто-то и в 1 год. И с этим тоже можно работать.
Берем эту ситуацию и описываем ее по той же схеме. Например: «Мне 8 лет. Я постоянно болею, потому часто освобождена от физкультуры. Сегодня я все-таки на уроке и очень радуюсь. Наконец-то буду дурачиться со всеми! Я бегу по кругу с одноклассниками, спотыкаюсь и падаю. На меня падают те, кто сзади. Девочка, которая меня недолюбливает, обзывает меня дохлятиной. Остальные смеются. Я в гневе!»
А теперь уже взрослым взглядом оцениваем эту ситуацию. Что происходит? Как можно решить вопрос наилучшим образом? Что можно сделать, чтобы конфликт решился для всех благополучно?
Кто-то видит, что ситуация не так уж и травматична, а в силу возраста воспринимается ребенком болезненно.
Кто-то представляет помощника – друга из старшего класса, добрую соседку или самого себя, взрослого и мудрого. Что этот помощник говорит? Что делает? Что говорит вам? Как объясняет ситуацию?
Например: «Ну, ты посмотри: эта девочка просто завидует тебе, потому что ты хорошо учишься. И вот она увидела твой промах. Ей захотелось зафиксировать эту ситуацию, чтобы и ты, и она, и все остальные этот промах заметили.
Она в момент твоего унижения на секунду почувствовала себя выше тебя. Но лишь на секунду. Потому что знает, что плохо учится. И что у нее проблемы с друзьями.
А почему ж тогда все остальные смеются? А потому что получилась куча-мала, когда ты упала. Потому что одноклассникам надоели скучные упражнения преподавателя. А валяться в куче – это же так здорово!
Они не над тобой смеются, они просто радуются, посмотри».
Поменяли коренную ситуацию? Как поменялись ощущения этой эмоции? Опишите.
А теперь вернитесь в сегодняшний конфликт. Как поменялись ваши ощущения? Что вы чувствуете? Как видите ситуацию сейчас?
Если упражнение с ключевой ситуацией выполнено правильно, примерно 70–80 % интенсивности эмоций уходит и появляются силы разрешить конфликт конструктивным и малотравматичным способом.
Источник: